/

Майор Чадвик, «Саду Аруначала» (фрагменты книги)

Из предисловия к книге:

«Саду Аруначала из Шри Раманашрама в Тируваннамалае – образец совершенной преданности нашему Гуру, Багавану Шри Рамане Махарши. Лет двадцать пять назад имя и слава Багавана Шри Раманы привели его из Англии в Индию и, придя к последнему жилищу Багавана, он никогда больше не уезжал. (Yath Gathva Na Nivartanthe that Dhama Paramam Mama. Это моё Последнее Пристанище, откуда никто не возвращается. Багавад ГитаXV-6). Посетители Ашрама теперь видят его сидящим в Храме Багавана каждый день с 8 до 10 утра и с 5 до 7 вечера, как раньше при жизни Багавана видели его сидящим в Старом Холле. И, естественно, ему есть что рассказать нам не только о Багаване и его учении, но и о том, что происходило в присутствии Багавана».

Скачать всю книгу «Саду Аруначала» на русском языке в формате pdf можно, кликнув по этой ссылке. Перевод — Марина Туаева, Шри Раманашрам, 2012 г.

*

Он ходил гулять на Гору несколько раз в день, и если можно приписать ему привязанность хоть к чему-то на земле, то это, бесспорно, была привязанность к Горе. Он любил её и говорил, что это Сам Бог.

Он говорил, что это вершина духовной оси земли; прямо на противоположной стороне земного шара где-то должна быть другая гора – говорил он – соответствующая Аруначале, вторая вершина оси. Он был так уверен в этом, что однажды вечером заставил меня принести атлас и посмотреть, прав ли он. Я нашёл по атласу, что противоположный полюс выходит в море на расстоянии около сотни миль от берега Перу. Он, казалось, усомнился в этом. Я сказал, что на этом месте должен быть какой-нибудь остров или гора под водой. Лишь несколько лет спустя после кончины Багавана, приезжий англичанин рассказал историю о месте в Андах где-то на этой широте, считающемся необычным тайным местом силы. Позднее я узнал, что там начал работать центр, но неудачно. Потом мне говорили о человеке, практикующем медитацию в уединении в районе Анд в Эквадоре. То есть, кажется, что та часть земного шара действительно необычайно привлекательна. Земля не является строгой сферой, и карты не настолько точны, поэтому мы не можем точно определить место. Вполне возможно, что в той части земли происходит больше, чем нам известно, и это весьма согласуется с тем, что говорил Багаван. Однако я никогда не обсуждал это с Багаваном, так как получил известия, что в этих районах происходит нечто подобное лишь через много лет после его смерти.

*

Он был очень изящен в движениях, и наблюдать, как он ест, было одно удовольствие. Он оставлял свой листок таким чистым, что казалось, что им ещё не пользовались. Аккуратно есть по-индийски – это само по себе искусство, и Багаван был в этом непревзойдённым мастером.

Он всегда был безупречно чистым, а его тело издавало едва уловимый аромат, хотя он никогда не пользовался ароматическим мылом. Одно время он нюхал табак, но бросил ещё до моего приезда в Ашрам. Он регулярно жевал бетель после обеда и перед тем, как уходил гулять на Гору; сразу после этого он тщательно полоскал рот. На его губах никогда не оставалось ни пятнышка, и жевал он лишь несколько минут, только для пищеварения.

Однажды утром Багаван собрался идти и ждал, пока слуга принесёт ему бетель, который всегда клали рядом с ним, когда наступало время для прогулки. По какой-то причине слуга не сделал этого. Все в Холле с нетерпением ждали, но ничего не могли поделать, так как управляющий никому не разрешал ухаживать за Багаваном кроме специально назначенных для этого людей. Наконец, Багаван встал и покинул Холл без бетеля. С того дня он никогда больше не жевал бетель. Он никому не причинял неудобств, даже слуге, чьей обязанностью было заботиться о подобных вещах, и он также не зависел ни от каких привычек. Мы все грустили по поводу этой неприятности, так как знали, что бетель действительно помогает телу переносить боль. Но какое значение имеет здоровье тела, говорил он, — «Тело само есть худшая болезнь».

*

Багаван всегда излучал потрясающее спокойствие, а в те дни, когда в Ашрам стекались толпы людей, например, в Дни рождения, махапуджи, Дипам, это возрастало необыкновенно. Увеличение количества посетителей, казалось, открывает резервы скрытой силы, и сидеть рядом с ним в такие дни было великолепным переживанием. Взгляд его становился отсутствующим, он сидел совершенно неподвижно, как будто не осознавая окружающее, если не считать изредка появлявшуюся улыбку узнавания, когда какой-нибудь давний преданный простирался перед ним.

*

Багаван никогда не поощрял людей, которые приходили и начинали каяться в своих грехах. Он не позволял им продолжать, а прерывая их, говорил, чтобы они не задерживались в прошлом, а выяснили, кто они сейчас, в настоящем. Дело в том, что значение имеет не сам поступок, а привязанность к нему. Обращаться к поступкам прошлого – худшее, что можно делать. Это само по себе привязанность.

*

Однажды Багаван рассказал нам, что тело тамильского святого Маникавачагара полностью исчезло в ярком пламени света. Я спросил, как это произошло, и он объяснил, что тело – это затвердевший ум. Когда ум растворяется в джняне и поглощает себя в ярком пламени света, тело сжигается в этом процессе. Он привёл ещё один подобный пример – Нанданара. Я вспомнил случай из Библии, когда Илия был вознесён на Небеса в огненной колеснице – поэтическое описание того же явления. Я спросил, похоже ли на это исчезновение Христа из могилы, но Багаван сказал, что это совсем другое, так как тело Христа оставалось после смерти какое-то время, а тела других были немедленно и полностью поглощены. Он объяснил, что тонкое тело состоит из света и звука, и что грубое тело – это затвердевшая форма того же самого.

*

Люди часто говорят, что Багаван был аватаром, желая таким образом добавить ему славы; но для подобных заявлений нет совершенно никаких оснований, кроме того, что аватаром можно назвать каждого, поскольку каждый из нас – это Бог в человеческом теле. Однажды саньясин, принадлежавший к известному ордену, считавший, что только их Гуру достиг самореализации, допрашивал Багавана в самой агрессивной и грубой манере.

Саду: «Говорят, что вы – аватар Субраманьи. Что вы об этом скажете?»

Багаван ничего не сказал.

Саду: «Если это так, почему вы молчите об этом? Почему бы вам не рассказать нам правду?»

Багаван не ответил.

Саду: «Скажите нам, мы хотим знать».

Багаван (тихо): «Аватар – лишь частичное проявление Бога, а джняни – это сам Бог».

В этом заключается вся разница между адвайтой и другими философиями. По адвайте нет ничего, кроме Атмана. Нет места для таких особых проявлений, как аватары. Человек либо самореализован, либо нет. Нет никаких уровней. 

*

Многие говорили, что Багаван не даёт инициации и не имеет учеников, хотя те, кто жил с ним, не сомневались в том, что между ними и Багаваном существует связь. Мне было интересно, что сам Багаван скажет по этому поводу, поэтому однажды вечером после ужина состоялся следующий разговор.

У.: «Багаван говорит, что у него нет учеников».

Б.: (подозрительно глядя на меня): «Да».

У.: «Но Багаван также говорит, что большинству искателей необходим Гуру?»

Б.: «Да».

У.: «Что же мне тогда делать? Я проделал весь этот путь сюда и сижу у ног Багавана все эти годы, разве всё это время потрачено впустую? Должен ли я уехать и скитаться по Индии в поисках Гуру?»

К сожалению, переводчик сам был так заинтересован в ответе, что не мог прервать его, чтобы полностью перевести мне, что говорил Багаван. Здесь можно добавить, что быть переводчиком Багавана крайне трудно. Багаван говорил так быстро, что иногда трудно было точно проследить, что он говорит, и переводчик так увлекался темой и желанием понять, что не находил времени сказать больше, чем разрозненные предложения. Они часто были слишком застенчивы, чтобы просить Багавана подождать, пока они переведут каждое предложение, что он с радостью бы сделал.

Продолжим с ответом Багавана, суть которого заключалась в следующем:

Для джняни (реализованной души) все есть одно. Он не видит различий между Гуру и учеником. Он знает лишь один Атман, а не мириады эго, как мы, поэтому для него какое может быть различие между людьми? (Нам почти невозможно это понять. Как он может и видеть различия, и не видеть различий одновременно? Он явно видит. Он может отвечать на вопросы, беседовать и, очевидно, совершает те же действия, которые совершаем мы, и всё же для него, повторяю, существует лишь один Атман, а эта жизнь – всего лишь сон). Однако для искателя различие между людьми весьма реально. Для него бесспорно существуют взаимоотношения Гуру и ученика. Если они не существуют, то «зачем он приехал через тысячи миль сюда и остался здесь?» Для искателя Бог своей Милостью принимает форму, чтобы привести его к бесформенному состоянию. «У него есть какие-нибудь сомнения в этом? Спросите, хочет ли он, чтобы я выдал ему письменный документ. Идите и позовите Нараяниара, суб-регистратора, и скажите, чтобы он выписал ему этот документ». Затем позже он с юмором добавил: «Идите и принесите печать из офиса и поставьте на нём. Это его убедит?»

В действительности примирить две точки зрения – джняни и ученика – почти невозможно. Как бы то ни было, в этой беседе Багаван развеял много сомнений. Несмотря на это, некоторые всё ещё говорят, что было бесполезно приходить к Багавану, так как он не давал посвящений и даже не признавал отношений Мастер – ученик.

*

Однажды, когда кто-то рассуждал о том, что он делает то и это, Багаван спросил: «Почему вы думаете, что вы деятель? В этом заключены все неприятности. Это совершенно нелепо, так как всем очевидно, что «Я» ничего не делает. Действует только тело, «Я» — всегда свидетель. Мы так связываем себя с нашими мыслями и поступками, что всегда говорим: «я делал это или то», когда совсем ничего не делали. Сосредоточьтесь на том, чтобы быть свидетелем, и пусть всё идёт своим чередом. Всё в любом случае будет происходить, вы не можете этому помешать».

Вот в чём дело! Всё в любом случае будет происходить, но Багаван учил, что хотя не в нашей власти остановить происходящее, в нашей власти наблюдать его невозмутимо, как свидетель, а не как деятель. В этом цель жизни, и садхана состоит именно в этом.

Приведу цитату из книги Девараджи Мудальяра «Мои Воспоминания», которая имеет непосредственное отношение к вышесказанному:

«Единственная свобода, которую имеет человек, — это стремиться обрести джняну. Это даст ему возможность не отождествлять себя с телом. Тело будет заниматься деятельностью, неизбежной вследствие прарабдхи. А человек свободен отождествлять себя с телом и быть привязанным к плодам его деятельности, или быть непривязанным к нему и просто оставаться свидетелем его деятельности».

Для достижения такой непривязанности Багаван учил методу самоисследования «Кто Я?». Когда мы добьёмся успеха в этом, мы больше не будем рассматривать действия как свои, а будем видеть их как необходимую работу целого.


Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *